Ансамбль «Академия старинной музыки»
Татьяна Гринденко.
Более четверти века ансамбль солистов «Академия старинной музыки» не перестает удивлять публику своими открытиями. Не каждому музыкальному коллективу удается балансировать между экспериментом и традицией, барокко и авангардом, забытым старым и еще не узнанным новым; при этом иметь, по существу, две полярные слушательские аудитории.
Ансамбль был создан в 1982 году. У его истоков стояли известные солисты, лауреаты международных конкурсов, приверженцы аутентичного исполнительства — скрипачка Татьяна Гринденко и пианист Алексей Любимов, собравшие группу блестящих музыкантов-единомышленников. В их числе были композитор В.Мартынов, фольклорист Д.Покровский, О.Худяков (флейта), М.Пекарский (ударные), А.Гринденко (контрабас), Л.Давыдова (вокал), позже А.Батагов (фортепиано). Т.Гринденко является бессменным руководителем коллектива. С 1987 г. ансамбль входит в состав Московской филармонии.
«Академия» была одним из первых в СССР коллективов, сделавших аутентичную манеру исполнения старинной музыки своим credo, и не изменяет ему на протяжении многих лет. Ансамбль воссоздаёт исполнительский стиль XVI-XVIII вв., играет на аутентичных инструментах с использованием барочных смычков.
Основу репертуара «Академии» составляет музыка барокко: произведения Монтеверди, Перголези, Вивальди, Джеминиани, Корелли, Галуппи, Пёрселла, Букстехуде, Баха, Генделя, Телемана, отца и сына Моцартов, Буамортье, Фомина, Бортнянского, Пашкевича и многих других авторов того времени.
Уникальная, ярко индивидуальная манера и высочайший уровень исполнения снискали ансамблю авторитет во всём мире. «Академия» — постоянный участник самых престижных музыкальных форумов: «Шлезвиг-Гольштейн» в Германии, «Штириарте» в Австрии, фестиваля Гидона Кремера в Локкенхаузе, «Флаандерн» в Бельгии, Early Music в Бостоне, «Московская осень» и «Арт-ноябрь» в Москве, фестивалей в Барселоне, Берлине, Братиславе, Бремене, Вене, Глазго, Дубровнике, Людвигсбурге, Мюнхене, Петербурге, Равенне, Стамбуле, Стокгольме, Турине, Утрехте, Франкфурте, Хельсинки и других городах мира. По признанию зарубежной критики, «Академия старинной музыки» входит в число лучших ансамблей мира.
С коллективом успешно сотрудничают такие выдающиеся музыканты, как Н.Арнонкур, М.Борнус-Щетинский, И.Графенауэр, Д.Джеймс, Г.Кремер, М.Таккер, Р.Холл, Т.Цеетмайр, А.Штайер, Х.Янушевска и др.
С первых лет своей деятельности «Академия» обратила на себя внимание современных композиторов, увидевших в творчестве коллектива новые, порой неожиданные возможности для воплощения своих оригинальных замыслов. Со временем в репертуаре «Академии старинной музыки», помимо шедевров барокко, стали появляться произведения композиторов-поставангардистов — А.Бакши, В.Мартынова, И.Соколова, Цзо Чжень Гуаня, написанные специально для ансамбля.
С творчеством «Академии старинной музыки» связаны многие значительные художественные события. Это мировые премьеры оперы В.Мартынова «Упражнения и танцы Гвидо» с участием мужского хора на фестивале «САКРО-АРТ» (Локкум, Германия, 1997); оперы Б.Галуппи Il Re-Pastore («Король-пастух») которая была написана ко дню коронации Екатерины II и более двух веков считалась утраченной (Удине, Италия, 1998); оперы Е.Фомина «Орфей»; постановка в 1999 г., к 200-летию А.С.Пушкина, спектакля «Моцарт и Сальери» в Московском театре «Школа драматического искусства» (режиссёр А.Васильев, композитор В.Мартынов).
В 1999 г. на базе ансамбля «Академия старинной музыки» специально для осуществления проекта «Новое сакральное пространство», поддержанного Правительством Москвы, Татьяна Гринденко создаёт ансамбль «Opus Posth.», открывающий новое направление в современной культуре, основанное на идее «перекрестья культур», ориентированное на диалог с различными традициями и контекстами. В основу работы коллектива положена концепция композитора Владимира Мартынова, определяющая как название ансамбля, так и творческое видение музыкантами современной культурной ситуации. Коллектив исполняет музыку Д.Адамса, С.Гербера, Ф.Гласса, Л.Десятникова, П.Дрешера, Г.Канчели, П.Карманова, А.Кнайфеля, Я.Ксенакиса, В.Мартынова, Г.Пелециса, А.Пярта и других наших современников. Многие из них предоставляют ансамблю право первого исполнения своих сочинений.
Результатом творческой деятельности обоих коллективов явились многочисленные записи на радио и телевидении, выпуск компакт-дисков фирмами «Мелодия», Eurodisc, Ondine, RCA, ECM, Erdenklang Musikverlag & CCn'C RECORDS, Wergo Deutsche Grammophon, Opus 111 и другими.
В новом филармоническом сезоне ансамбль «Академия старинной музыки» предлагает своим почитателям абонементные циклы концертов, посвящённых творчеству И.С.Баха (к 325-летию со дня рождения) и его извечного «счастливого соперника» Г.Ф.Телемана (№105 Рахманиновского зала консерватории «Музыкальный пир» и №120 Камерного зала филармонии «Цвет музыки барокко»), а также абонемент №121 Камерного зала филармонии «новая музыка», в концертах которого прозвучат сочинения английского композитора М.Наймана и американских — Т.Райли, Ч.Айвза, П.Дрешера, Дж.Кейджа, С.Райха.
Подкасты
11.12.2010 Татьяна Гринденко и Академия старинной музыки.
Пресса
Т.Гринденко является душой единого и совершенного коллектива, который готов подчиниться любому ее жесту. В московской «Академии стариной музыки» поражает яркое единство и глубокое проникновение в сущность исполняемых произведений, поэзия и воздушная деликатность.
«Иль пикколо», 1993.