Клейнер Рафаэль
народный артист России, профессор,
лауреат Премии Москвы в области литературы и искусства
Мастер художественного слова Рафаэль Клейнер – один из ярких представителей искусства живого, «звучащего слова». Творческий путь артиста являет собой пример самоотверженного служения богине поэзии – Музе Русского Слова, самой трепетной, самой доблестной и самой незащищённой. Р.Клейнер посвятил «русской Евтерпе» уже более четырёх десятилетий!
Тяга к чтецкому искусству у будушего артиста оказалась сильнее его сценических пристрастий. Уже с 1962 года 23-летний студент Новосибирского театрального училища читал «Братскую ГЭС» Евгения Евтушенко и другие поэтические программы. Учась на 3-м курсе, преподавал речь на 4-м… Семь театров готовы были взять его в свою труппу, но он захотел быть чтецом. В 1966 году окончил Новосибирское театральное училище и пошёл работать в Новосибирскую областную филармонию артистом-чтецом. Двумя годами позже начались выступления Р.А. Клейнера в Москве. О театре на Таганке слыхом не слыхивал, будучи в отпуске, проездом через Москву, встретил однокурсника, тот предложил попробоваться. Клейнер пришёл в театр и читал «Моцарт и Сальери». Юрию Любимову его чтение пришлось по душе. Так Рафаэль Александрович стал служить в Московском театре драмы и комедии на Таганке. Играл в очередь с Губенко в спектакле «Павшие и живые» роль поэта Семёна Гудзенко, позже эту роль играл Владимир Высоцкий, участвовал в поэтических спектаклях «Пугачёв» - С.Есенин, «Антимиры». А в январе 1969 года, выдержав конкурс, Рафаэль Александрович Клейнер становится артистом-чтецом Московской филармонии.
Репертуар Рафаэля Александровича огромен. Знакомясь с ним, ощущаешь широчайший творческий диапазон Мастера-интеллектуала (удивительный дар говорить о сложном просто, не прибегая вместе с тем к вульгарному упрощению), его постоянный поиск, высокий профессионализм, новаторство. Репертуар представлен прежде всего цветом российской словесности: лирической поэзии от А.Пушкина до И.Бродского и ныне пишущих поэтов, речами великих прозаиков и драматургов (И.Тургенев, Ф.Достоевский, А.Островский), прозаической публицистикой Л.Толстого и публицистической поэзией советского периода от Э.Багрицкого и В.Маяковского до К.Симонова и М.Луконина, очерками А.Писемского, дневниками Ф.Достоевского. В творческом багаже артиста более 40 уникальных сольных программ, включающих «золотой фонд» отечественной и мировой литературы, а также литературно-документальные и философские труды. Среди них «Россия-Пушкину», «Загадка Прометея» Л.Мештерхази, «Апология Сократа» Платона, «Пётр Чаадаев», «Альберт Эйнштейн», «Пугачёв» С.Есенина, «Средь шумного бала…» (по произведениям А.К.Толстого), «Я вернулся в мой город» (О.Мандельштам», «Ниоткуда с любовью» (И.Бродского), «Не могу молчать (русская публицистика). «Я это видел сам» (поэты-фронтовики). «Строки пробитые пулей…»
Перечисленные работы, как и множество других созданий Р.А.Клейнера, уникальны по своему замыслу, вложенным творческим усилиям и уровню художественного воплощения. С полной самоотдачей и одухотворённостью работающий на эстраде, Клейнер ставит всё более сложные художественные и этическо-нравственные задачи. Завершён многолетний труд «Пространством и временем полный…», созданный по конспектам лекций выдающегося современного учёного-философа Мераба Мамардашвили, представляющий масштабное философско-сценическое действо.
Неоспоримо высочайшее профессиональное мастерство Р.А.Клейнера, художника редкого артистического дарования. Образцовая русская речь, которой он владеет, «как мало кто сегодня» (Фазиль Искандер), бережное отношение к авторскому стилю, безупречный вкус, музыкальность и интонационное богатство, искусное применение цензур и пауз, многообразный исполнительский талант артиста, природный темперамент, огромный интеллект, бережное отношение к Слову, постоянная работа над совершенствованием своего мастерства – всё это позволяет Рафаэлю Александровичу Клейнеру проявить себя во всех формах профессионального искусства художественного чтения. Его концерты – это не просто «художественное чтение» или «рассказывание», некий особый «монотеатр». Голосом, обладающим богатейшей палитрой речевых красок, жестом, мимикой артист доносит идею произведения, передаёт переживания героев, стремится сделать слушателей соучастниками описываемых событий, ищет и находит в сердцах людей душевный отклик.
Сохраняя верность высоким традициям родоначальников жанра (среди которых имена А.Закушняка, В.Яхонтова, С.Кочаряна) и будучи соратником их выдающихся продолжателей (Д.Журавлёв, Я.Смоленского, Ю.Любимова, Д.Самойлова), сегодня Р.Клейнер стоит во главе созданной им самим школы режиссёров и исполнителей искусства звучащего слова.
Около 20-ти лет автором и режиссёром программ Р.Клейнера был поэт Давид Самойлов. Это единственный опыт в России, когда поэт создавал моноспектакли и режиссировал чтецкие программы (он делал чтецкие программы как автор и режиссёр В.Ерёмичеву, Е.Евтушенко, Б.Кумаритову, А.Кондрашову, Н.Минаевой и другим артистам. Всего – 36 режиссерских работ).
Долгая и успешная жизнь Р.А.Клейнера в искусстве получила общественное признание в стране и за рубежом.
В 1989 году Рафаэль Александрович получает звание Заслуженный артист РСФСР, а через шесть лет он становится Народным артистом России.
Будучи активным пропагандистом жанра "звучащего слова", зачастую бескорыстно участвует в Москве в концертах, посвященных разным памятным датам и крупнейшим событиям в жизни страны, за что неоднократно награждался дипломами и почетными грамотами МГАФ, Министерства культуры, Комитета культуры правительства г.Москвы, ЦДРИ и др.
Рафаэль Александрович – желанный гость в творческих союзах Москвы (Домах литераторов, художников, композиторов, работников искусств). Голос чтеца звучит и в Конференц-зале Академии наук, и на Красной площади, и на Поклонной горе, и в учебных заведениях.
Он охотно передаёт свой опыт и знания молодёжи – артистам, студентам, школьникам, преподавателям русского языка. С 1985 г. десятилетие возглавлял клуб чтеца ЦДРИ, в настоящее время является активным членом Правления ЦДРИ, а с 1999 года бессменный художественный руководитель школы-студии «Слово Пушкина» при Государственном литературном музее А.С.Пушкина. Каждое третье воскресенье месяца в музее Пушкина на Пречистенке он проводит уникальные занятия с детьми. С этого года Рафаэль Александрович ведёт активную преподавательскую деятельность, являясь профессором кафедры культуры и мастерства устной и сценической речи Московского государственного университета культуры и искусства (МГУКИ) и Института гуманитарного образования (ИГУМО).
В 2000 г. Р.А.Клейнер становится первым лауреатом чтецом Премии Москвы в области литературы и искусства. Рафаэль Александрович является лауреатом ряда конкурсов и фестивалей артистов-чтецов, в том числе международных. Среди них особо значимым для него является звание лауреата международного фестиваля (2002) «Сократ и мировая культура», а также IV-го Международного фестиваля моноспектаклей «Монокль» (2003). В 2010 году артист награжден Орденом дружбы.
Рафаэль Александрович счастлив в браке, имеет двух сыновей, которыми очень гордится.
Пресса
«Радуюсь твоему таланту, Рафаэль. Всегдашнему творческому беспокойству, твоим успехам… Вперёд без страха и сомнения».
Дмитрий Журавлёв
«…Рафаэль Клейнер. Сосредоточенный поиск мизансцены, жеста, бережное несуетное отношение к Слову, заразительный темперамент - всё это производит серьёзное впечатление и запоминается».
Яков Смоленский
«Высший пилотаж артистизма».
Евгений Евтушенко
«В отличие от всех Рафаэль Клейнер упорно несёт классику детям и взрослым. Это талантливо, самоотверженно и безденежно».
Михаил Жванецкий
«Рафаэль Клейнер своими концертными программами будит совесть, облагораживает сердца, подымает человека из мелочной трясины повседневности и учит его со здоровой дозой иронии смотреть на эту повседневность, помня высокое предназначение человека».
Фазиль Искандер
«Именно взывание к думанию о высоких нравственных проблемах, о патриотизме истинном, а не парадном отмечены многие работы Рафаэля Клейнера. Это относится и к «Апологии Сократа» Платона – высший пилотаж артистизма, и к «Философским письмам» Чаадаева – открытый урок гражданственности, и к поэзии Мандельштама, и к укрепляющему примеру наших классиков… Клейнер не произносит выученные слова, а воссоздаёт на сцене процесс мышления».
Евгений Евтушенко
«Труд Рафаэля Клейнера – это его молитва. Как он борется за чистоту русского слова! У него были прекрасные учителя: Журавлёв, Смоленский, Самойлов. Быть учеником великих учителей – мы знаем, чем это порой оборачивается, как это трудно. И Рафаэль Клейнер выдержал это с честью. Он давно уже стал признанным мастером художественного слова. Каждое слово не только продумано, но и прожито».
Лидия Либединская
«Слушать его без волнения невозможно. Рафаэль Клейнер талантливо и сдержанно доносит до нас романтику минувших лет, горечь наших утрат, неизбежность победы Правды».
Лидия Либединская
«Рафаэль Клейнер – необычный на подмостках человек. У него редкой красоты голос, прекрасная техника чтения, многооткрытость в отношениях с аудиторией и каждый раз поражаешься, как он умеет слиться чувством, а главное, мыслью со своим очередным соумышленником».
Эдуард Графов
«Восхищает Ваше строгое, нежное отношение к Слову, Рафаэль, манера работы на сцене почти без жестов, но мысль и чувства автора доносятся с филигранной точностью. И это восхищает».
Евгений Матвеев
«А собственно поэтический театр – это то, что мы делали с Рафаэлем Клейнером».
Давид Самойлов